Авторизироваться


Чужой компьютер





Крым – край русский: Полуостров на перекрестке народов и религий

Общество / Эксклюзив / Крым край русский

Крым – край русский: Полуостров на перекрестке народов и религий
История Крымского или Таврического полуострова, который историки называют перекрестком востока и запада, в наше время все чаще становится предметом геополитических спекуляций.

Из уст некоторых политиков, особенно активистов самопровозглашенного татарского этнического правительства – меджлиса, все чаще звучат слова о «коренном народе» и «исконной религии» полуострова. При этом они апеллируют к вырванным из контекста истории полуострова отдельным событиям, будь то присоединение полуострова к Российской империи в результате русско-турецких войн или переселение татар с полуострова, трактуя их как «немотивированную агрессию против опять таки «коренного народа». Все остальное население Крыма выставляется то ли завоевателями, то ли случайными гостями, мешающими строительству моноэтнического и монорелигиозного государства на полуострове.

Искажения истории становятся все более опасным инструментом разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. Подлинная же история Крыма открывает нам множество народов и религий, внесших свой неотъемлемый вклад в развитие полуострова и ставших его частью; демонстрирует не только войны и трагедии, вызванные попытками добиться главенства здесь одного народа и одной веры, но и примеры мирного и взаимовыгодного сосуществования народов и религиозных общин на полуострове при взаимной терпимости их друг к другу.

Уникальность Крыма в том, что он является домом для многих народов и святыней для различных религий.

Для нас - славян - Крымский полуостров или Таврида, омываемая Черным морем, некогда носившим название моря Русского, является Родиной русского Православия.

Даже самое поверхностное знакомство с историей Крыма позволяет сделать вывод: невозможно назвать один из народов полуострова «коренным» или «исконным», как невозможно выделить и «коренную» религию Крыма.

Коренным населением полуострова могли бы называть себя тавры – первые обители полуострова, давшие ему первое дошедшее до нас название - Таврида. Но об этом народе, населявшем горную часть Крыма за многие века до нашей эры, и исчезнувшем, растворившемся в других племенах и народах еще до Рождества Христова, известно очень мало.

А вот другой народ, обитавший в древнем Крыму, – скифы – оставили в истории куда более заметный след. Этих гордых и свободолюбивых людей, прекрасных наездников и безстрашных воинов часто упоминали еще античные авторы. Скифское царство появилось на землях нынешнего Крыма в VII веке до нашей эры. А во II веке нашей эры оно протиралось уже от Азовского моря до Дуная. Интересно, что многие ученые считают скифов предками нынешних восточных славян.

Со скифами встретились на полуострове греки, чьи галеры впервые появились у берегов Тавриды в VI веке до нашей эры. Греки, некогда первые переселенцы на полуострове, за десятки веков тоже стали коренными жителями Крыма. Многие прибрежные города полуострова, среди которых Херсонес, Керкинитида (нынешняя Евпатория), Пантикапей (нынешняя Керчь), Феодосия, Ялта и многие другие были основаны именно греческими колонистами. Греки завезли сюда виноград и научили местных жителей виноделию, высадили первые оливковые рощи. На полуострове расцвели греческие государства - Боспорское царство и Херсонесская республика.

Греки и скифы нередко сходились в бою. И все-таки эллинские колонисты предпочитали мирное сотрудничество завоеванию. Они строили города и порты, выращивали виноградники и делали вина, активно торговали со своими соседями и охотно делились с ними достижениями своей цивилизации, принимая понравившиеся им изобретения и обычаи местных жителей. По одной легенде великого греческого героя Геракла учил стрельбе из лука скифский воин Тевтар, а по другой именно у скифов греки заимствовали стремена, а скифы у греков - виноделие.

Греческие колонисты отличались и веротерпимостью. Принеся в Тавриду эллинский пантеон, они отнюдь не пытались бороться с верованиями местных народов и даже позволяли строить их храмы в своих городах.

Именно через греческие города в Крым пришел свет христианской веры. Предание гласит, что апостол Андрей Первозванный явился на землю Херсонеса и создал христианскую общину из его жителей, а после через полуостров прошел до берегов Днепра, где проповедовал славянам и водрузил крест на горе, где был потом основан Киев.

В I веке нашей эры римский император Траян сослал на каменоломни Херсонеса папу Римского Климента. Но и в ссылке ученик апостола Петра проповедовал христианство. Узнав об этом, император велел бросить его в море. Но нетленное тело Климента, было впоследствии найдено братьями Кириллом и Мефодием – христианскими проповедниками и создателями славянской письменности.

С IV века нашей эры Тавриду в полной мере можно было назвать христианской землей. Здесь уже существовало епископство, и летописи сохранили для нас имена многих херсонесских епископов, из которых наиболее известен епископ Капитон, «обративший в христианство всю страну Корсунскую». В III веке в Херсонесе и других греческих города Тавриды были построены первые христианские храмы, а в V веке основан первый на полуострове монастырь, названный именем Святого Георгия.

В VIII веке в Тавриде существовало уже три христианских епархии – Херсонесская, Кафская и Сурожская, а сам полуостров стал центром христианства в Причерноморье.
Для наших славянских предков Таврида никогда не была землей незнаемой. В Херсонес и Керкинтиниду приходили караваны славянских купцов, приезжали славянские воины, которых охотно нанимали на службу византийские императоры. Славяне, как и греки, были веротерпимы.

Историки говорят, что именно на земле Тавриды приняли крещение первые славяне, которые понесли христианство на Русь.

Всем известно о походе на Херсонес киевского князя Владимира. Когда славянские дружины Владимира осадили город, византийские братья-императоры Василий II и Константин VIII вынуждены были выполнить договор с русским князем и отдать ему в жены принцессу Анну, признав Владимира правителем равным византийским императорам. Именно в Херсонесе князь Владимир и его ближайшие сподвижники приняли в 988 году крещение. А по возвращению в Киев князь начал крестить Русь.
Но еще веком раньше военный поход в Тавриду совершил славянский князь Бравлин. Житие Стефана Сурожского рассказывает, что Бравлин овладел Херсоном, Керчью и Судаком, но под влиянием чудес у раки святителя Стефана принял крещение.
Во время похода Владимира на Херсонес в его дружинах уже было немало христиан, которые по заключению мира охотно посещали херсонесские храмы.

После крещения Руси ее связь с Тавридой еще более укрепилась. Славяне и ранее селились в Крыму, смешиваясь с единоверцами-греками. А теперь восточная часть Крыма вошла в состав славянского Тмутараканского княжества. В Херсонесе и других городах полуострова были русские кварталы и русские храмы. Центр и Юг полуострова занимали Генуэзская республика и христианское греко-славянское княжество Феодоро со столицей в городе Мангуп, тоже имеющее тесные связи с Русью. На полуострове росли горные города, храмы, монастыри. Только в Херсонесе насчитывалось свыше 100 различных церковных сооружений.

С XI века на земли Тавриды стали массово переселяться армяне, которые несколько веков занимали второе место по численности на полуострове.

В XII веке на земли Руси и Тавриды пришла беда – разгромив славянские дружины, по нашей земле покатились монголо-татарские орды. В 1223 году татарский темник Ногай впервые совершил набег на Тавриду, взяв штурмом несколько городов.
С этого периода в истории Тавриды впервые появляются предки нынешних татар, начавшие расселяться в степном Крыму. В 1266 году Менгу-хан образовал в Крыму татарское ханство и подарил его своему племяннику Орам-Тимуру.

В 1395 году в Крым вторгались орды хана Тамерлана, уничтожившие многие православные города Крыма. При этом набеге погибла дочь Мангупского князя Феодора, канонизированная впоследствии Православной церковью как святая крымская царица Феодора.

Но летописи свидетельствуют, что татары не всегда враждовали с генуэзцами, феодоритами, славянами и другими жителями полуострова. Татары учились у них выращивать виноград, торговали, роднились, а порой и перенимали веру. В тот период в татарской среде еще не был распространен ислам, и они без особой вражды относились к крымским христианам. Да и сами крымские татары уже отличались от монголо-татар, пришедших некогда на полуостров: в формировании крымско-татарского этноса приняли участие кипчаки, готы, греки, хазары.

Борьбу против христианства на полуострове начал в XV веке воинственный хан Менгли-Гирей, объявивший ислам «единственно верной» религией татар Крыма. Со времени правления этого воинственного хана татары стали нападать на христианские города, уничтожать храмы и монастыри. Но еще несколько десятилетий греко-славянские государства полуострова продолжали существовать и отбивать натиск противника.
В этот период на южном побережье Черного моря стремительно возникает и укрепляется мусульманская Османская Империя. В 1453 году османы берут штурмом центр христианского мира Константинополь и, переименовав в Стамбул, делают столицей своей империи.

Завоевание Крыма турки-османы рассматривали как священную войну против неверных.
В 1475 году в Крыму высаживается десант Османской империи. Сотни галер доставили на полуостров 20-тысячный десант. Первым под ударами турок пал генуэзский город Кафа, были разгромлены другие генуэзские поселения.
Турками был пленен и татарский хан, вернувшийся в Крым уже верным вассалом
турецкого султана. Османская империя решительно насаждала на полуострове ислам, турецкий язык, турецкий стиль в архитектуре и строительстве. Именно тогда полуостров сменил свое название с древнегреческого Таврида на тюркское – Крым.

Чтобы окончательно покорить полуостров и уничтожить неприступные для татар города княжества Феодоро – последние форпосты христианского мира на полуострове, - турки стянули на полуостров новые силы, привезли самые мощные по тем временам пушки, стрелявшие 100-килограммовыми ядрами.

Мангупский князь, который уже давно вел борьбу с завоевателями, воззвал о помощи к давним друзьям и единоверцам - русским князьям. Посол князя сулил в жены сыну русского великого князя Ивана III мангупскую принцессу. Русское посольство посетило Мангуп и передало подарки князю и княжне. Но русские воины каждый год отбивали набеги татар и не смогли прорваться на полуостров, чтобы прийти на помощь единоверцам.

Под ударами турецких пушек, захлестнутые рядами янычарской пехоты и ордами татарских всадников, один за другим погибали греко-славянские города Тавриды. Пять месяцев длилась осада турецко-татарской ордой столицы Феодоро – горной крепости Мангуп. С гибелью последних защитников, уцелевшие жители запирались в храмах, но и там не могли найти защиты от свирепых завоевателей. Феодориты были вырезаны или угнаны в плен. Последний мангупский князь Александр был схвачен и казнен в Константинополе.

Но и уничтожив христианские княжества, татары и турки не смогли изгнать православие с полуострова. Уцелевшие греческие и славянские жители Тавриды восстанавливали свои храмы и монастыри, строили в неприступных местах новые.

Татарские ханы не всегда препятствовали им, даже брали под свою защиту наиболее чтимые православные святыни. Так Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае в нескольких километрах от дворца крымских ханов пользовался их покровительством и получал воск для свечей. Этот монастырь также получал поддержку и от русских государей. Историки сообщают, что в 1596 году московский царь Федор Иванович Романов передал посланцам монастыря денежную помощь.

Однако в большинстве своем отношение татар и турок к христианам было высокомерно-презрительным. Историки свидетельствуют, что при малейшем поводе, например, нежелании говорить по-татарски, татары жгли церкви христиан, разоряли монастыри, уничтожали иконы и книги.

«Монастыри и храмы были по несколько раз разоряемы и сожигаемы. Христиане уходили в лесные дебри, горные трущобы, устраивали храмы в пещерах», - свидетельствуют летописи. На христианских могильных камнях тех веков часто встречается надпись: «зарезан раб Божий».

Крымских христиан безнаказанно грабили и унижали, изнуряли бесплатными тяжелыми работами. Мало того, через каждые пять лет они должны были платить особую подать малолетними мальчиками, которые предназначались для пополнения корпуса янычар. Христианское духовенство терпело всякого рода оскорбления, унижения, поборы. Христианам запрещено было даже ставить кресты на церквях и вешать колокола…

Долгие годы православные славяне приходили в Крым или рабами, или мстителями – на быстрых казачьих конях или мореходных «чайках» врываясь на полуостров, чтобы освободить православных пленников, которых татары тысячами захватывали во время своих ежегодных набегов на славянские земли.

Ситуация изменилась в 18 веке, когда усилившаяся Россия смогла обезопасить от вековых набегов южнорусские земли, вырвать Крым его из-под турецкого владычества и усмирить ставшее мировым центром работорговли Крымское ханство. В результате морских побед русского флота и угрозы взятия русскими войсками Константинополя, турецкий султан подписал с Россией в 1774 году мирный договор, согласно которому владычество Турции над Крымом заканчивалось. Россия получила Керчь и другие города Причерноморья. Вместе с тем России предоставили право заступаться за православных жителей Турции.
В этот период произошло и историческое событие, которое можно назвать «депортацией во благо». В Крымском ханстве шли постоянные перевороты и конфликты, в которых страдало православное население, избиваемое и вырезаемое татарами и турками. Чтобы защитить население полуострова и ослабить ханство, Екатерина Великая предложила крымским христианам поселиться в Приазовье. Более 30 тысяч православных греков, армян и грузин вывел в Приазовье митрополит Готфейский и Кефайский, духовный вождь греков Причерноморья Святитель Игнатий.

В 1873 году после нескольких лет изнурительных войн и переворотов в Крыму, татарская знать обратилась к России с просьбой о принятии Крымского ханства в русское подданство. Перед этим отрекся от престола последний крымский хан, бежавший в Россию от мятежников. Крымский полуостров был окончательно присоединен к Российской империи.

Казалось бы, в отмщение за века убийств, порабощений и унижений православных славян и греков, Россия могла бы начать на полуострове активное вытеснение ислама и подавление иноверцев. Однако этого не случилось. Императрица Екатерина II поступила весьма гуманно. Усмиренные татары, присягнувшие на верность Российской Империи, получили от Императрицы многие права и вольности, как и населявшие побережье и горный Крым греки, славяне, армяне, представители других народов и последователи разных верований.

«Возвещая жителем тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется…»,- возвещала Екатерина Великая в своем манифесте.

Под скипетром российских государей равно процветали крымчане всех народностей и верований. Полуостров стремительно заселялся переселенцами из России, казаками, греческими и немецкими колонистами.

Правда, немалая часть татар не хотели менять жизнь в постоянных набегах и войнах на судьбу мирного земледельца и жить под властью христианского монарха, переселившись в единоверную Турцию. Но многие татары остались в Крыму. Нужно отметить, что во многих войнах с Турцией татары Крыма сохраняли верность Российскому престолу. Начиная с присоединения Крыма к России и до 1918 года, большой честью для себя татарские мурзы и беи считали службу в татарских частях русской армии, а резиденцию русских государей в Ливадии охранял татарский гвардейский эскадрон.

Под сенью русской короны Крым расцветал и как один из центров русского православия. Огромнейший вклад в возрождение и развитие православия на полуострове внес архиепископ Херсоно-Таврический Иннокентий. Главным делом своей жизни он считал создание в Крыму православной святыни наподобие греческого Афона, - свой «русский Афон».

«Крым как будто создан для того, - говорил Иннокентий, - чтобы быть нашим русским Афоном. Я желал бы понемногу возобновлять в горах его разрушенные храмы и поселять при них монахов: Таврия далеко превзойдет греческий Афон».

Святейший Синод одобрил помыслы архиепископа и вслед за этим последовало открытие Успенского, Херсонесского, Инкерманского, Козмодамиановского, Кизилташского и Катарлезского монастырей. В 1879 году на полуострове была создана Таврическая епархия. В 1873 году начала работу Таврическая Духовная Семинария, за сорок семь лет своего существования подготовившая сотни священников. Возрождались и строились храмы и монастыри, преумножались святыни.

Православный русский Крым развивался, не ущемляя и не притесняя представителей других народов и религий. В новопостроенных городах наряду с православными храмами строились мечети и кенассы. Опять стратегия мирного сосуществования принесла плоды в виде процветания полуострова до самого рокового 1917 года.

События революции и гражданской войны стали потрясением равно для всех народов и особенно конфессий Крыма. На смену православному, но веротерпимому Белому воинству генерала Врангеля, пришли красные комиссары, объявившие все религии подлежащим искоренению «опиумом для народа». Правда, в вопросах национальных красные, вольно или невольно, продолжили прежнюю политику российских властей, не деля крымчан по национальному признаку.

Национальный конфликт вновь вспыхнул на полуострове во время Великой Отечественной войны. До 20 тысяч татар, в том числе многие тысячи дезертиров из Красной армии, пошли на службу Германии. Татарские национальные формирования на службе нацистов участвовали в борьбе с партизанами, уничтожении населенных пунктов, содействовавших партизанам, охране концлагерей, геноциде еврейского населения полуострова. При этом около полутора тысяч татар Крыма сражались в рядах Красной армии или партизанских отрядах.

Массовое сотрудничество татар Крыма с нацистами, участие их в карательных акциях и геноциде мирного населения стало причиной для решения советского руководства о переселении татар из Крыма в Узбекистан в 1944 году. Татарские политики активно используют этот факт для обоснования своих требований на особые льготы, финансовые компенсации, целевое выделение земли. Количество погибших и умерших при депортации и последующем расселении татар в их выступлениях увеличивается с 3% до 30% от общего числа депортированных. При этом татарские политики умалчивают о том, что для советского руководства это был как раз более мягкий шаг, нежели меры, предусмотренные тогдашним законодательством за измену Родине, участие в карательных и полицейских формированиях, военные преступления. Ведь, согласно этим законам, была бы казнена или отправлена на долгие годы заключения в лагеря большая часть мужского населения татарского народа.

Замалчивается и тот факт, что наряду с крымскими татарами с полуострова по ложным в большей части обвинениям были депортированы крымские армяне, болгары и греки, а еще в 1941 году – крымские немцы. Возвращение на полуостров потомков выселенных представителей этих народов происходит без политической шумихи и этнических конфликтов.

80-е годы XX века стали началом нового духовного возрождения Крымского полуострова. Здесь вновь начали открываться православные церкви и храмы других традиционных для полуострова конфессий.

Для православных славян Крым – родина Православия, земля, хранящая множество православных святынь. Семнадцать веков насчитывает история христианской Тавриды и крымских славян.

«Первые шаги нашей православной веры по нашей земле начались здесь, в Крыму. Я думаю, что одно только это превращает Крым в духовный центр для всего нашего народа», - заявил Патриарх Русской Православной церкви Кирилл во время недавнего визита на полуостров.

Для крымских греков полуостров является родной землей вот уже более двадцати пяти веков. Дольше, чем известная история всей Европы. Почти десять веков живут на земле Тавриды армяне, бережно сохраняя свои древние храмы и монастыри. Семь веков насчитывает история сформировавшегося на полуострове этноса татар Крыма, и не менее 500 лет истории Крыма связано с исламом. Многие века живут и сохраняют свою веру другие народы полуострова – караимы, немцы, болгары и другие. Все они являются неотъемлемой частью Крыма.

Земля древней Тавриды знала века мирного сосуществования народов и религий полуострова, знала века кровопролитных войн и противостояний, к которым приводили попытки поставить один народ и одну веру выше других. Сегодня самим крымчанам решать – платить им кровью и войной за мнимую исключительность или жить в мире на полуострове, являющимся перекрестком народов и религий.


Игорь Руденко-Миних
Просмотров: 3164 Комментариев: 0

Комментарии:
>> Оставить комментарий <<

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Происшествия
ТОП новостей
 Пушилин назвал идеальный вариант для ДНР: федеральный округ России
Пушилин назвал идеальный вариант для ДНР: федеральный округ России0 09:40
    
  1. Гастарбайтеры смерти: за неделю в Польше застрелили двух украинок0 08:57
  2. 
  3. Новая "крымская смотрящая" Зеленого "не будет слушать Россию"0 12:02
  4. 
  5. Газовый шантаж Европы может кончиться вышвыриванием Украины с рынка – эксперт0 09:16
  6. 
  7. "Одесса – это Россия!" Учителя из Одесской области уволили за "сепаратизм"0 16:03
  8. 
  9. Уровень освоения средств по федеральным программам за два года вырос в Крыму более чем в два раза0 11:02
  10. 
  11. Путь Визенталь: «Америка готовит на Украине новое «пушечное мясо» (ФОТО)0 10:25
  12. 
  13. Украине придется признавать власти ЛНР и ДНР – Карасев0 12:23
  14. 
  15. По приказу из Вашингтона. «Братушки» опять оскалились на Россию0 16:19
  16. 
  17. Все годы независимости Украина продолжает репрессии против русин - Владимир Корнилов0 11:28
  18. 
  19. Украинские "герои" рассказали о том, как участник Керченской провокации укусил российского пограничника0 13:07