Авторизироваться


Чужой компьютер





Олег Слюсаренко: "Советский Союз был воплощением великорусской национальной идеи"

Политика / Эксклюзив

Олег Слюсаренко:
В русском движении активно обсуждается и вызывает множество споров идея о том, что для реальных достижений русским национальным силам необходимо взаимодействовать с левым движением. Звучали даже высказывания о том, что в украинской политике самой русской и ориентированной на интеграцию постсоветского пространства является компартия, что, впрочем, вызывает и множество критических оценок.
О том, насколько соотносится советская идеология с русской национальной идеей, могут ли не быть антогонистами в идеологии единой страны Православие и научный атеизм, как могут сочетаться идеология здорового русского национализма и социалистические принципы интернационализма - размышляет один из заметных русских политиков Крыма Олег Слюсаренко.
Не разделяя всех приведенных в статье взглядов и позиций, приводим полностью текст материала, как безусловно интересную для понимания взглядов политических сил левого спектра и дающую источник для обсуждения информацию, приурочив публикацию к 91-й годовщине со дня подписания Союзного договора 30 декабря 1922 года.



Олег Слюсаренко: "Советский Союз был воплощением великорусской национальной идеи"

В течение последней четверти века посредством телевидения, печати, интернета в сознание наших соотечественников активно внедрялась информация, наполненная всевозможным антисоветским содержанием. При этом острие антисоветской критики было и остается направленным против коммунистической доктрины, определившей создание и бурное развитие в ХХ веке первой в мире страны "победившего социализма" – Союза Советских Социалистических Республик.

Разумеется, на фоне постигшей СССР в конце ХХ века катастрофы, критический анализ советской общественно-политической и социально-экономической модели развития имеет объективные основания. Однако подобный анализ, после того как антисоветские настроения в обществе стихли, стихла антикоммунистическая истерия, нуждается не в тиражировании бульварных антисоветских и антикоммунистических клише, а в развитии академических подходов, способных дать объективную характеристику уникальной во многих отношениях советской цивилизации.

В частности, в реализации непредвзятых научно-исторических подходов нуждается современная оценка коммунистической советской доктрины. Об этом по-прежнему мало говорят, но очень многое в оценках советского периода отечественной истории указывает на то, что советская модель государственного строительства явилась своеобразным воплощением в ХХ веке великорусской национальной идеи.

В то же время, наиболее расхожий и изощренный упрек, бросаемый в адрес СССР и его основоположников идейными антикоммунистами, мотивируется тем, что коммунистическая доктрина, которая легла в основу советского строя, была "инородной" по отношению традиционной российской государственности. На этом же основании делается вывод о "враждебности" Русской революции по отношению к русскому народу.

В качестве ответа на подобные доводы антикоммунистов, утверждающих об "инородности" Русской революции, – логика которых практически не затрагивает её глубинный исторический характер, не раскрывает источники её энергии, веками накапливавшейся в сознании русского народа, – следует привести исторический пример, связанный с утверждением на Руси Христианства. Это пример, и сопряженные с ним исторические сравнения, пожалуй, наиболее точно указывают на отсутствие объективных подходов у приверженцев теории "антинародного содержания" Русской революции, – пробудившей ХХ веке энергию новых форм цивилизационного развития, которые оказали фундаментальное влияние на дальнейшее развитие человечества.

Актуализируя тему, связанную с распространением Христианства, равно как и любого другого вероучения, следует отметить, что заимствование идей и ценностей от одного народа к другому является объективным, жизненно обусловленным процессом, лежащим в основе развития цивилизации.
В контексте этого процесса, много столетий назад греки переняли Христианство у иудеев. Иисус, как известно, согласно иудейским канонам по материнской линии был сыном еврейского народа. Иудеями были также первые ученики Иисуса.

Позже, греки сделали каноническое православное Христианство, вобравшее в себя глубокие гуманистические и творческие начала, государственной религией Византии, которая в свою очередь передала православное христианское учение Киевской Руси. И этот, по сути своей политический процесс, на Руси сопровождался, как мы знаем, проявлениями, в том числе, крайних форм насилия и жестокости. Русь языческую князь Владимир и его сподвижники, среди которых было множество крещеных инородцев, крестили "крестом и мечем". И такое развитие событий на Руси в тот период и в тех условиях носило вполне предопределенный характер.

Но, спустя более чем тысячелетие со времени крещения Руси, кто усомниться в том, что Русская Православная Церковь является плотью от плоти русского народа, источником русской культуры и её производной?

Привитое на русскую почву, Православие стало духовным древом русского народа, его матрицей, нравственным учением. Об этом следует помнить и акцентировать на этом внимание, проводя исторические параллели между Православием и Коммунизмом, адаптация которых на русской почве в разные исторические эпохи сопровождалось сложными и подчас драматическим процессами и событиями.

Русские люди с одинаковой болью и в Х, и в ХХ веках переживали разорение и уничтожение своих языческих капищ и православных храмов, шли на смерть и мучения за веру свою, отчаянно защищали свое имущество и погибали в этой борьбе.

Сравнивая процессы возникновения и развития Христианства и Коммунизма следует также отметить, что изначально оба учения формировались как религия и идеология "социальных низов", протестное, революционного начало которых выталкивало на поверхность не только великих проповедников, народных героев, вождей, полководцев, но и массу социально деструктивных элементов, чья деятельность наносила серьезный урон обществу.

Увы, все великие социальные революции, пробуждавшие энергию народных масс и приводящие массы в движение, несли свои моральные издержки, подчас, весьма трагического характера. Но глупо было бы утверждать при этом, что социальные революции не имели под собой объективного содержания.

Прошли столетия, прежде чем Христианство утвердилось в качестве религии правящих классов. И, вероятно, нельзя исключат того обстоятельства, что Коммунизм, как учение, устремленное к достижению справедливого и гуманного общества, к чему естественно стремиться всё человечество, на данном историческом этапе не является учением правящих классов (за исключением положения в Китае, Вьетнаме и в ряде латиноамериканских государств) в силу своей исторической молодости.

В середине XIX века основоположниками революционного коммунистического учения выступили представители передовых западноевропейских государств – французы, немцы, евреи, британцы, научные и политические изыскания которых, действительно, были далеки от интересов Российской империи и её государство-образующего народа.

Однако, будучи перенесенным на русскую почву на волне проявившихся в России в начале XX века антимонархических революционных настроений, Коммунизм, после драматических и кровопролитных событий, определивших в итоге победу Русской революции, в ходе объявленного затем в советской России (в Советском Союзе) "построения социализма в отдельно взятой стране" с течением незначительного периода времени стал последовательно трансформироваться, приобретая всё более свойственные для российской государственности политические очертания.
Главным образом подобная трансформация была вызвана естественным стремлением коммунистического режима, оказавшегося в плотном окружении русского народа, к самосохранению. Немаловажную роль в трансформации советской власти сыграли гуманистические, социальные начала, заложенные в коммунистическом учении. В своих идеологических подходах советское руководство было нацелено на возвышение трудящихся масс, стремилось дать трудящемуся человеку современное образование, привить ему необходимый уровень культуры, обеспечить для него приемлемый уровень жизни.

Подготовка к войне с фашистской Германией и начало Великой Отечественной войны дали мощнейший импульс к дальнейшему развитию советского государства на идеологических принципах, основанных на традициях великорусского патриотизма.

Понимая, какая смертельная опасность нависла над исторической Россией в результате нападения фашистской Германии на Советский Союз, руководитель советского государства Иосиф Сталин приказал разогнать ещё доживавшую свои дни в СССР такую одиозную организации как "союз воинствующих безбожников", и оказал решающее содействие в восстановлении позиций РПЦ в советском обществе, сражающемся с немецко-фашистскими захватчиками.

Говорят, что когда Гитлер и его окружение увидели хронику богослужений, шедших во вновь открывшихся русских православных храмах, где тысячи и тысячи советских граждан молились за победу Красной армии над Вермахтом, тогда нацистская верхушка впервые усомнилась в возможности победы над Советским Союзом и заговорила о предстоящем для Германии тотальном характере войны.

Не случись этого, не стань коммунистическая, советская идеология понятной русскому народу, в массе своей остававшемуся православным, советское государство, после военной катастрофы 1941 года, было бы не в состоянии одержать победу над покорившей Европу нацистской Германией, армия которой уже стояла у стен Москвы и вышла к берегам Волги.

Показательно, что после всех перенесенных тягот и переживаний военных лет, оценивая Победу советского народа над немецко-фашистским захватчиками, Иосиф Сталин – советский главнокомандующий и генералиссимус, признанный в тот период лидер мирового коммунистического движения, на торжественном приеме в Кремле, устроенном в честь Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, произнес свой знаменитый тост во славу русского народа, как главного творца Победы над фашистом.

Оценивая развитие советского государства и общества с позиций "просвещенного патриотизма", сегодня есть все основания говорить о том, что в период с середины 20-х по середину 80-х годов прошлого столетия источником жизненной энергии советского государства, его развития, являлась великорусская национальная идея.

Неопровержимым свидетельством тому стала величайшая в истории человечества Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Свидетельством тому стал первый в мире запуск пилотируемой космической ракеты, осуществленный в Советском Союзе. Отправляясь в космос на корабле "Восток – 1", первый космонавт Земли, наш соотечественник, Юрий Гагарина произнес на русском языке, родном для миллионов советских людей, ставшую крылатой фразу – "Поехали!"

Советский Союз стал воплощением великорусской национальной идеи, когда советское государство первым освоило мирный атом, подняло на небывалую высоту отечественную науку, спорт, построило мощнейший оборонно-промышленный комплекс, когда Советский Союз уверенно занял место второй мировой сверхдержавы.

Впрочем, сказанное не отрицает противоречий и недостатков, имевших место в коммунистической советской системе. В СССР фактически отсутствовал механизм регулярного легитимного обновления политического руководства страны, что предопределяло интеллектуальное отставание правящей советской элиты от системно обновляемых западных политических элит и, как следствие, вело к ослаблению позиций советского государства на мировой арене и внутри страны.

На определенном этапе, стареющее советское руководство утратило контроль над государственным аппаратом, корпоративные интересы которого фактически возобладали над государственными интересами.

Следует также отметить, что существование СССР как федерации суверенных республик, создание которых было продиктовано главным образом идеологическим мотивами победившей в России партии большевиков, границы которых были определены достаточно произвольно за счет исключения из состава советской России (РСФСР) национальных территорий, несло в себе большие политические риски для государствообразующего русского народа, оказавшегося разделенным границами национальных республик СССР. Однако советское руководство, уверовавшее в свою историческую исключительность и политическую непогрешимость, в незыблемость коммунистической идеологии и выстроенной на её основе советской государственно-бюрократической системы, в несокрушимость Советской армии и всемогущество советских органов государственной безопасности, уходя от реальности, фактически игнорировало опасность федеративного разделения страны при наличии конфедеративных норм в системе союзного строительства, закрепленных в Конституции СССР, которые в последствии сыграли роковую роль в судьбе Советского Союза.

С конца 70-х годов ХХ столетия положение советского государства, находившегося в состоянии военно-политической конфронтации с альянсом западных держав во главе с США, стало приобретать все более драматический характер. Отказавшись на этапе своего становления по идеологическим мотивам от частной инициативы и частного капитала, бюрократическое советское государство в итоге не позволило советскому обществу стать обществом "свободного творчества масс", о чем говорил и мечтал лидер Русской революции и основоположник советского государства Владимир Ленин.

Лишенная естественных экономических стимулов, советская экономика не смогла своевременно перейти от мобилизационных к инновационным формам развития. Следствием этого стало качественное отставание экономики Советского Союза, прежде всего её гражданских отраслей, от экономик стран западного альянса, противостоявших СССР в "холодной войне".

Усиливающееся к середине 80-х годов ХХ столетия отставание СССР в экономической сфере от передовых западных государств спровоцировало развитие кризисных, нигилистических настроений в советском обществе. Латентный антикоммунизм и антисоветизм приобрели характер распространенного явления в среде советской интеллигенции, в наиболее образованной городской среде.

К началу 90-х годов, на фоне обостряющихся экономических трудностей, кризис советской общественно-политической системы стал приобретать все более острый и поглощающий характер. В этот период в Советском Союзе разразился "товарный голод", который сильнейшим образом дискредитировал советское государство в глазах собственных граждан. Тотальный дефицит товаров народного потребления провоцировал в общественном сознании чувство протеста против политики правящей коммунистической партии, выполнявшей в СССР функции ведущего государственно-политического органа, объединявшего и сплачивавшего народы Советского Союза.

К сожалению, в этот ответственный и судьбоносный для советского государства момент к руководству в правящей Коммунистической партии Советского Союза пришла группа лиц во главе с Михаилом Горбачевым, который своими демагогическими и провокационными действиями вверг советское государство в состояние острейшего политического кризиса.

Инструментом тотального разорения СССР явилась провозглашенная Горбачевым политика "перестройки и гласности". Игнорируя реальное состояние советского общества, идеологи "перестройки" в основу своей политической деятельности поставили открытость советских средств массовой информации – телевидения, радио, прессы – для критики сложившейся советской системы.

Горбачевская политика "нового мышления", на фоне стремительно опустевших прилавков советских магазинов и показного западного изобилия, обрушившегося потока бульварных, полных нигатива материалов о советской истории и советских лидерах, раскручивания темы "сталинских репрессий", – вылилась в широкомасштабную кампанию по дискредитации советского государства, что спровоцировало волну антикоммунистической и антисоветской истерии в обществе.

На фоне антисоветской риторики, тиражируемой средствами массовой информации при молчаливом согласии Горбачева и содействии новоизбранных лидеров союзных республик, постепенно избавлявшихся от "священного трепета" перед "союзным центром", советское общество, морально и интеллектуально неготовое к такому развитию событий, оказалось в плену речей новомодных "демократов", отрицавших коммунизм и советское государство в интересах и при поддержке состоятельных западных противников СССР. Можно сказать, что советское общество, проявив политическую инфантильность, пало жертвой международного информационного заговора, направленного против СССР.

Проводить в таких условиях какие-либо открытые выборные компании для коммунистического руководства СССР было равносильно политическому самоубийству. Первоначально, руководствуясь в том числе китайским опытом, следовало вывести из состояния идеологического нигилизма и политического протеста наиболее активные слои советского общества, раскрыв перед ними личную экономическую перспективу. Для этого необходимо было создать правовые условия, которые позволили бы активизировать экономическую жизнь советского общества, переключив сознание наиболее активной его части на созидательную деятельность.

Используя огромный экономический и мобилизационный потенциал СССР, вполне было возможно, на условиях соблюдения безопасности советского государства и сохранения его политического суверенитета, заинтересовать и привлечь в страну крупный западный капитал, как этого смогли добиться в Китайской Народной Республике. И только потом советское руководство могло приступить к поэтапной реализации политических реформ в СССР, осуществляемых исключительно в интересах советского государства, усиления его конкурентоспособности, с учетом политических и национальных особенностей СССР.

Но Горбачев предпочел действовать обратным образом, поставив во главу угла не экономические преобразования в СССР, а политические реформы, нацеленные на фактический демонтаж советской государственно-политической системы.

Оказавшись "в плену обаяния" своих новоявленных западных "партнеров" и прогнившей части советской интеллигенции, латентных русофобов и противников Советского Союза, подстрекаемый и подбадриваемый ими, падкий к политической лести первый и последний президент советского государства активно продвигал и навязывал советскому обществу идеи о его "всеобщей демократизации", что сопровождалось многочисленными избирательными кампаниями, референдумами, кардинальным образом дестабилизировавшими ситуацию в стране и толкавшими её к политическому самоубийству.

В результате последовавших в ответ неуклюжих действий самопровозглашенного ГКЧП, стремившегося изолировать Горбачева с целью исправить каким-то образом ситуацию и предотвратить нависшую над СССР угрозу политического распада, августовский кризис 1991 года (Путч) закончился полнейшей самодискредитацией союзного руководства и правящей коммунистической партии.

В этот период Советский Союз перестал ассоциироваться с какой-либо национальной идеей и какими-нибудь историческими перспективами.
На этом фоне, к осени 1991 года, как и следовало ожидать, национальные элиты союзных республик вошли в политический сговор с целью роспуска и ликвидации Советского Союза, который формально сдерживал их властные амбиции.

В декабре 1991 года, вследствие политических интриг, закончившихся государственным переворотом, в результате государственной измены, совершенной на высшем политическом уровне, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование, в полном соответствии с существовавшими с СССР законодательными нормами, которые явились преступным пережитком раннего этапа становления советского государства. Многолетние противники Советского Союза в "холодной войне" американцы и западноевропейцы не сразу поверили в случившееся, и ещё долго не могли прийти в себя от свалившейся на них военно-политической удачи.

В определенной мере, политическую эстафету СССР на современном этапе продолжает Китайская Народная Республика. Коммунизм в социалистическом Китае остается государственной идеологией, определяющей строительство "социализма с китайской спецификой" на экономической основе активно развиваемого в Китае государственного капитализма.

При этом мир стал свидетелем значительных достижений современного Китая, экономика которого в 2010 году вышла на второе место в мире по объему валового внутреннего продукта, а к 2040 году Китай планирует выйти по этому ведущему экономическому показателю на первое место в мире.

Пример Китайской Народной Республики, память о былом величии Советского Союза и его достижениях – на фоне периферийного существования нынешней Украины и проблем морального характера, поглотивших Российскую Федерацию, – имеют для нас – россиян, украинцев и белорусов, важнейшее политическое значение.

На этом фоне мы обречены вновь и вновь возвращаться к идее о возрождении нашего многонационального, сильного, евразийского союзного государства, в основу которого будет положена близкая и понятная, прежде всего для великого русского народа, национальная идея.

Попытки построить новый Евразийский Союз исключительно на принципах экономического прагматизма, экономической целесообразности, – не задевающих умы и сердца миллионов русских людей, не отвечающих великодержавным традициям русского народа, в том числе нашим советским традициям, – обречены на неудачу.

В этом отношении опыт строительства советского государства, – не смотря на постигшее СССР поражение в соревновании с миром капитализма, – является нашим национальным достоянием, требующим объективных оценок и дальнейшего творческого развития.


Олег Слюсаренко
Просмотров: 3032

Комментарии:
>> Оставить комментарий <<
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Происшествия
ТОП новостей
 Cыновья «дочери офицера» в поисках «брюшного тифа»
Cыновья «дочери офицера» в поисках «брюшного тифа»0 10:38
    
  1. На очереди Крым? Российского гражданина на Донбассе подстрелили для польских наблюдателей0 12:06
  2. 
  3. Киевские оккупанты снова "глушат" беспилотники международных наблюдателей по всей линии фронта0 13:36
  4. 
  5. Остановка элеватора на оккупированной Киевом территории Луганщины грозит потерей урожая0 13:34
  6. 
  7. Двое пьяных украинских вояк подорвались на собственных минах у луганского села0 14:29
  8. 
  9. Большая часть Украины вернется на Родину. Как пройдет путь домой?0 13:11
  10. 
  11. Паспорта не спасают… На Донбассе теперь убивают граждан России0 18:00
  12. 
  13. В "незалежной" развалили систему выплаты субсидий0 16:09
  14. 
  15. Программа поддержки русскоязычного населения Украины сработала -люди обращаются в республики Новороссии0 16:32
  16. 
  17. Украинский экс-депутат призвал Россию скорее возвращать Украину, пока ее не застроили базами НАТО0 14:08
  18. 
  19. В Раде предрекли Украине тяжелые времена после статьи Путина0 15:01